ПОСЛЕДНИЙ ПОСТ

В России может появиться виртуальная экономическая зона В российских офшорах зарегистрировалось еще семь компаний Чиновники установят квоты на выбросы компаний, транспорта и ЖКХ Мост через Волгу потребует еще 80 млрд рублей Бывший посол Италии в России станет зампредседателя ВЭБ.РФ

Власти прорабатывают идею строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва – Санкт-Петербург через Великий Новгород, сообщил вице-премьер Максим Акимов, курирующий в правительстве транспортную инфраструктуру (его цитирует ТАСС). Сам проект он оценил в 1,5 трлн руб., примерно столько же стоит проект ВСМ Москва – Казань.

Куда именно строить ВСМ из Москвы – до Казани или Санкт-Петербурга, – власти не могли решить уже много лет. Промежуточное решение в апреле принял президент – поручил проектировать ВСМ в Санкт-Петербург. В текущий президентский срок начнется строительство как минимум одной ВСМ, говорил помощник президента по экономике Андрей Белоусов.

Строительство ВСМ до Казани стоит 1,6 трлн руб., оценивал заместитель гендиректора РЖД Александр Мишарин. По словам собеседника «Ведомостей», близкого к РЖД, стоимость строительства ВСМ в Санкт-Петербург может обойтись дороже – 1,7 трлн руб. Акимов в интервью «Ведомостям» оценивал оба проекта в 1,5 трлн руб. Более тщательные расчеты будут готовы к концу лета. Технико-экономическое обоснование проекта пока не готово, сказал Акимов. Проектирование может начаться осенью.

Высокая стоимость ВСМ объясняется сопоставимой протяженностью проектов (почти 800 км), а также необходимостью «зайти» железной дорогой в крупнейшие города – Москву и Санкт-Петербург, объяснил Акимов. Самая сложная часть подобных проектов – строительство заходов в города, а не протяженных линейных участков железной дороги, отметил он. Но зайти ВСМ может еще в один крупный город – Великий Новгород. Прорабатывается идея сделать трассировку с заходом в Великий Новгород, «там получается небольшая петля», рассказал Акимов.

Оба варианта трассировки ВСМ в Санкт-Петербург – через Великий Новгород и по кратчайшему пути – рассматривались и ранее. Но в 2012 г. обсуждение проекта прекратилось, тогда власти заморозили проект, вспоминает участник проработки проекта несколько лет назад. У проекта была отрицательная NPV (чистая приведенная стоимость), объясняет он. Приоритетной же считалась трассировка по кратчайшему пути – так достигалась бы максимальная экономия времени, рассказывает собеседник «Ведомостей». Представители Минтранса и Акимова не ответили на вопросы «Ведомостей». Нужно актуализировать технико-экономическое обоснование проекта, сейчас эта работа идет, лаконичен представитель РЖД.

Если ВСМ будет заходить в Великий Новгород, это увеличит протяженность проекта и его стоимость, говорит председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. Многое зависит от того, зайдет ВСМ непосредственно в Великий Новгород или пройдет поблизости, считает заместитель гендиректора ИПЕМа Владимир Савчук. Логично делать вокзал за чертой города, указывает он: в Китае даже в города численностью населения 6–8 млн человек ВСМ не всегда заходят, а для комфорта пассажиров вокзал в пригороде связан с центром города многополосной автомобильной дорогой, говорит Савчук. Такой вариант обойдется значительно дешевле, полагает он.

Построив магистраль в Санкт-Петербург, можно восстановить движение электричек и грузовые перевозки, говорит главный научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Наталья Зубаревич. Но идея поменять направление ВСМ волюнтаристская и не очень понятная, считает она. ВСМ не меняет транспортную доступность Нижнего Новгорода, который ездит «Стрижами», а турпоток Великому Новгороду скоростная магистраль не прибавит, заключает Зубаревич.

Добавить комментарий